Мастера розы

Сальвадор Дали. Лебеди, отраженные в слонах. 1937 г. Частное собрание.


Выдержка из параграфа «Феникс против Лебеди» учебника альтернативной истории для 5 класса.

«Дети, взгляните на картину испанского художника Сальвадора Дали «Лебеди, отражающиеся в слонах». Вы видите лебединое озеро, но в нем нет ничего прекрасного. Напротив, озеро иссохло; берега этой некогда полной чаши опалил огонь. Обжег глину, но не сделал «сосуд» крепче. Жизнь оставила лебединый край, куда вернулись птицы. Они больше не чисты, что заставляет человека брезгливо отвернуться — и от лебедей, и от того, что они породили. Я затрудняюсь сказать, кто или что изображено на переднем плане, но природа этого нечто явно змеиная, разлагающая.

Кто эти лебеди? Ответ на этот вопрос дает зеркальное отражение: это те слоны, что удерживают мир от падения. Но коль скоро человек отвернулся от них, лебединый мир стал маленьким и уязвимым. А там, дальше, раскинулся новый мир — без трубного гласа слонов, без лебединой песни, без змеиной мудрости. И где-то с улыбкой встречают рассвет, и просыпается город, и вода чиста сама по себе, а не потому, что в ней отразилось небо. А там, где небо сливает с водой, теряется водораздел: и то, что было наверху, становится тем, что внизу.

А как преподносят картину искусствоведы?»

Пьеса «Лебединое озеро».
На сюжет Музеуса «Украденное покрывало»
26 января Папа Римский помолился за Украину, а потом вместе с детьми выпустил в небо двух белых голубей, символизирующих примирение. На одного голубя напала сначала чайка, а потом ворон. Многие подумали: дурной знак. А церковь утверждает, что видеть в подобных вещах дурной знак – суеверие.

Действующие лица

Лебедь
Выбóрец
Монах
Послушник


ПРОЛОГ

Легче лёгкого,
тише тихого,
из далёкого,
позабытого,
неуёмного
в сердце – рая,
узкой стёжкою
пробегая,
робкой змейкою –
да в озёрну гладь,
сходит Божия
благодать.

Лебединая постель –
детям тихая купель.

Слышишь – музыка?
Слышишь – пение?
Зов отеческий,
повеление?
Растревоженный
зов в груди?
Как на слух летят
птицы-лебеди –
слышишь?

Ночь летят
да крылами бьют,
да припав к ручью,
жадно воду пьют.

Сбросив снежное
оперение,
девы сходятся
на крещение.

В душу кроцую,
в сердце чистое,
неприметная
сходит истина.

Незлобивые
дети малые
возвращаются
белой стаею...

А сравняв холмы,
да неистово
струны рвет сосед –
река быстрая.

Величав и горд –
спорит с птицами,
засмущал народ
небылицами.

Что ни слово –
дробь барабанная,
что ни песня –
песня майданная.

Волна волю моет,
непокорных кроет.

Окропила
хмельные головы:
были голуби –
стали вороны.

Уж не так поют
птицы сродные:
были кроции –
стали гордые.

Растерзали власть
неугодную –
объявили волю
народную.

Пролегла черта
меж дубравами:
были левыми –
стали правыми.

Вместе зёрна
клевали хлебные.
Были сытые –
стали бедными.

Лебединою
плотью кормятся.
Ненасытные –
чреву молятся.

Раздобрели
на вольных пажитях –
да задумали
миром правити.

Зреет новое
поколение –
возымели страсть
к наставлениям:

«Что нам лебеди –
птицы тёмные,
неразумные,
подневольные?

Рабски шеи гнут,
не раскроют рта,
уважают кнут
поперёк хребта.

Безголосые
птицы-лебеди
из таёжного
братства нелюдей!»

И от злобы той
меркнет Божий свет:
всё темнее ночь,
всё бледней рассвет.

Годы множат скорбь
в вихре пламенном.
Прочитает кто
Божьи знáменья?


ДЕЙСТВИЕ І


СЦЕНА I


Некогда цветущий, а теперь заброшенный сад. Среди монастырских развалин оборудована уютная беседка. Щедро накрыт стол. Виноград, белый хлеб, сыр. Старый монах угощает гостя вином.

Монах

Любопытства иль дела ради
залетел в наш убогий край?

Выбóрец

(Пренебрежительно машет рукой.)

Был бы Божий, а так... сарай,
захолустье для бедных духом!

Монах

Что же так? Знаю я, по слухам,
правду сеять...

Выбóрец

(Не скрывает раздражения.)

Где – меж тернием и камнями?
Сказки нищим. Судите сами –
разворуют, склюют, затопчут!
Дикий край! О свободе квохчут,
а даешь им свободу – зась!

Монах

Лезут в петлю, намылив шею!
Рабский дух...

Выбóрец

(Переходит на шепот.)

Ближе к делу... Смею
Вас просить об одной услуге.

Монах

Чем смогу – дорогому другу
рад помочь.

Выбóрец

Мне б совет...
Я давно охоч
к изученью туземских нравов;
и, признаться, не ради славы
принял вызов блюсти закон
на окраине...

Монах

Я знаком
и с обычаем, и с народом;
и немало видал таких
дерзновений засеять ниву –
что б ни сеяли, жнут крапиву.

Выбóрец

Неумеючи сваи бьют!

Монах

Чтобы сеять – корчуют корни,
а иначе – напрасный труд.

Выбóрец

И дурное вложенье денег!
Что же корень, чтоб этот веник
права, правды и ложной веры
новой розги не дал побег?

Монах

Здесь «божественный» оберег –
стыд.

Выбóрец

(Смеется.)

Мне, не знавшему рабский кнут,
дико видеть, как здешний люд
под хомут подставляет шеи.
Стадность чувств?

Монах

Я б сказал – изуродованность идеи
о свободе.

Выбóрец

Шутка?

Монах

Где там!
Точно оспа – привит в народе
довод, что свободу и нашу волю
от различних артерий пьют.
Здесь с младенчества волю гнут:
бьют – считайте младенца «учат»!

Выбóрец

Так-то так, да вот, если б случай
выпал как-нибудь... невзначай...
развенчать допотопный идол...

Монах

Что же проще? Примером – рай,
обнаживший бедро Адама.
Сбросьте пояс – и люди сами
продатут Лебединый край!


Читать больше
"Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед..."

Где лебеди?

- Где лебеди? - А лебеди ушли.
- А вороны? - А вороны - остались.
- Куда ушли? - Куда и журавли.
- Зачем ушли? - Чтоб крылья не достались.

- А папа где? - Спи, спи, за нами сон,
Сон на степном коне сейчас приедет.
- Куда возьмет? - На лебединый Дон.
Там у меня - ты знаешь? - Белый лебедь…

М.И. Цветаева, 1918 г.


Мастера розы

Анонс спектакля М.А. Захарова «Небесные странники». Театр «Ленком».


А.Н. Балуев и А.М. Захарова в спектакле «Небесные странники».